2 онлайн-курса
из 12 лекций (с практикой)
Два курса идут параллельно, можно начать обучение с любого из них.
Занятия по пятницам или средам в Зуме:
с 19:00 до 20:00 — теория,
с 20:00 до 21:00 — практика
1. «Короткий урок упрощённого рисования» Как рисовать, если не умеешь, и что такое пластическая идея «Упрощённое рисование» — это не только геометрические формы в одноимённой книге Хокусая, это большая часть работы художника, которая не видна зрителю за парадными полотнами в музее. Академическое обучение рассчитано на годы ежедневной многочасовой практики и поэтому не может считаться универсальным методом. Если есть желание, надо рисовать сразу, не тратя много времени на схемы и построения. Простые сюжеты из поздней графики Моранди и Митрохина помогут понять, как и с чего лучше начинать, а узнав некоторые секреты композиции, мы сделаем этот процесс увлекательным. Практика: копия простого рисунка Моранди и Митрохина. Что подготовить: бумага А4 — 2−3 листа, графитный карандаш. |
2. «Гениальные дилетанты» Почему искусство не может обойтись без «любителей» Поговорим о «непрофессиональном» рисовании на примерах из творчества таких разных художников, как: Константен Гис и группа «Тринадцать», Ван Гог и Анна (Бабушка) Мозес. Вместе с Шарлем Бодлером попробуем ответить на вопрос, почему взгляд «любителя» может быть острее и современнее взгляда «профессионала». Практика: самостоятельное рисование карандашом небольшого натюрморта из простых предметов, по образцу натюрмортов Митрохина. Потом этот же натюрморт нужно нарисовать, используя технику и материалы художников группы «Тринадцать». Сравниваем выразительные возможности карандаша и мягких материалов, вспоминая также японскую линейную графику из первого занятия. Формат А7-А6. Что подготовить: бумага, графитный карандаш, сыпучие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь. |
3. Как стать профессионалом Что такое профессионализм в искусстве, и чем его можно заменить? Профессиональный художник — кто это? Как им стать? И нужно ли вам это? Что такое хороший рисунок, и можно ли научиться рисовать? На занятии выясним, по каким качествам мы оцениваем художника и произведение, и как можно добиться этих качеств или заменить их другими. Практика: копирование классической композиции (Никола Пуссен) сначала в набросочной манере, как Леон Коссоф, потом кубизируя формы, как делал сам Пуссен на ранних этапах работы. Формат А6-А5. Что подготовить: бумага, графитный карандаш, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь. |
4. Джексон Поллок и выгребная яма Рембрандта Что общего у старых мастеров и современных художников Выясним, как работа с материалами определяет стиль художника, почему художники разных эпох понимают друг друга лучше зрителей, как устроена плоскость картины и что такое «медиальная специфичность». Практика: делим плоскость, выполняем упражнения на контрформу. Мы создадим простейшую абстрактную композицию по мотивам фигуративной. Начнём карандашом и обогатим, добавив фактуру мягких и текучих материалов из второго задания. Формат А7-А6. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
5. Неизбежная глубина Почему не бывает плоских картин? Как наш глаз везде находит пространство? Какими способами художники передают глубину? Что такое оверлэппинг? Почему нарушение пространственных отношений — это страшный сон художника? На занятии ответим на все эти вопросы и узнаем, как физик Нильс Бор и психолог Эдгар Рубин открыли главный принцип искусства. Практика: копируем картину «по пятнам», вычленяем фрагмент и создаём самостоятельную композицию. Ищем способы углубить пространство. Формат А7-А6. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
6. Тайна Гольбейна Объём на плоскости в шляпе Все мы знаем: чтобы передать объём, нужно использовать светотень. На самом деле есть и другие способы моделировки формы. Метод великих художников из династии Гольбейнов прославил эту семью на века. Сравним разные варианты отображения трёхмерности и выясним, как объём работает в композиции. Практика: «Портрет чайника в шляпе». Рисование простых объёмных предметов по методу Гольбейна с постепенным усложнением. Что подготовить: светлые небольшие предметы округлой формы. Идеально подойдёт посуда с ручками или носиком, например заварочный чайник. Бумага А4 — 2−3 листа, графитный карандаш, серая тушь (разбавленная черная). |
7. Исцеление тенью Светотень в искусстве История тени в искусстве от виллы Мистерии, кьяроскуро и тенебризма до Пикассо. Выясним, как возникла светотень, как служит композиционным задачам и как с ней работать. А также узнаем, как библейский сюжет открыл путь тени в искусстве Ренессанса и почему художники Востока видели на лицах европейских портретов грязь. Практика: Падающая тень как проекция предмета. Рисуем освещённый натюрморт. Делаем предметы плоскими, но сохраняем глубину за счет падающих теней. Нужно осветить натюрморт. В постановке сочетать «коробочки» (от лекарств или бытовой техники) с более сложными предметами. Добавляем тени в уплощённую композицию из прошлых заданий и наблюдаем эффект углубления пространства при плоской передаче предметов. Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, графитный карандаш, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь. |
8. Вечные ценности Тон и валёр в искусстве Французское слово «валёр» (цена, ценность, качество) давно используется художниками для обозначения тональных отношений в живописи и графике. Что нужно знать об этом, чтобы «не наврать в валёре», и правда ли, что можно «писать любой грязью», если точно передаешь тон? Практика: Работа тоном и цветом. Натюрморт. Изображаем поверхности разной окраски под разным углом к свету — «гармошка» из бумаги, простые объёмы. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
9. Сине-чёрное или золотое? Как научиться видеть цвет? На занятии поговорим о разных методах работы с цветом. Выясним, что такое локальный, пространственный, условный цвет в изображении. Убедимся, что даже дальтоник может создавать эффектные цветовые композиции, пользуясь методом условного цвета. А потом усложним задачу, чтобы увидеть богатый и сложный цвет. Практика: Параллелепипеды, цилиндры. Цветные полосы на бумажной «ширме-гармошке». Серый натюрморт с вкраплениями локальных акцентных цветов и с двумя источниками света — тёплым и холодным. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
10. Белая тень Почему мы рисуем на белом? Рисовать нетрудно: белый лист бумаги — это уже готовый рисунок, который надо немного «дожать» (где-то углубить, где-то сделать более выпуклым). Рисование — это «лепка из белого», а художник только придаёт форму белизне. На занятии выясним, как научиться превращать плоский лист в рельеф и передавать белым цветом не только свет, но и тень. Практика: копия гравюр Голицына или Захарова и рисунков Бенуа Гийома. Отличия от Гольбейна — используем более широкий тональный диапазон гравюрной техники в работе карандашом: от черного к лёгкому серому. Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, чёрный карандаш, чёрная тушь. |
11. Превращение в точку Как пользоваться перспективой? Почему глаз «ошибается», какую перспективу называют «безмозглой», зачем основоположник советской космонавтики занялся древнерусским искусством, и как его теория помогает рисовать пространство точно, но не фотографично. Практика: постановки от простых к более сложным: параллелепипеды и цилиндры с добавлением простых предметов. Одноточечная и двухточечная перспектива, схождение линий. Натюрморт с «расходящимся пространством». Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
12. Сильный ракурс Как сделать рисунок острым, а пространство глубоким. Ракурс — самое мощное средство передачи глубины. Почему художники считают, что все элементы изображения должны быть «ракурсными», как научиться изображать сильное сокращение предмета, и есть ли ракурс в картинах Матисса? Практика: параллелепипеды и более сложные формы. На коробки кладём предметы и рисуем их вместе. Следующая часть — предметы нужно разместить внутри коробки. Рисуем сложную ракурсную поверхность, соотносим её с простым объёмом параллелепипеда. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
1. Одной линией Как кратко выразить свою идею и что такое «жестовое рисование» на самом деле? Рассмотрим примеры быстрых зарисовок разных художников и выясним, как расставить приоритеты, отобрать детали и успеть с помощью линии передать главное в считанные минуты. Практика: копия рисунков разных художников на выбор (от Рембрандта до Бенуа Гийома). Рисунок с натуры быстрой безотрывной линией. Линии передают не контуры, а направление основных масс. Что подготовить: Бумага А4 (3−4 листа), графитный карандаш или цветные карандаши |
2. Оставляя белое Зачем нужны незаконченные работы? Почему старые мастера тщательно прорабатывали живописные работы и намеренно «недоделывали» графические? Освоим принцип «non finito» и научимся рисовать так, чтобы рисунок можно было остановить в любой момент без ущерба для цельности изображения. Практика: копия «незаконченных» рисунков разных художников. Рисунок с натуры по принципу «non finito» со случайным таймингом. Вы не знаете, когда закончится время и должны следить за цельностью листа. Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), графитный карандаш или цветные карандаши |
3. Абсолютный ноль Как использовать чёрный цвет в композиции Художник Северного Возрождения Лукас Кранах использовал чёрный, как цвет фона, на котором можно изобразить что угодно, а авангардист Казимир Малевич чёрным квадратом заменил само изображение. Роль чёрного менялась, но всегда была важна и в живописи, и в графике. На занятии научимся применять самый мощный акцентный цвет, располагая его в разных планах пространства и управляя его звучанием с помощью формы пятна. Практика: копируем композиции разных художников (на выбор: от гравюр 16 века, до современных) и придумываем, куда вставить чёрное. Натюрморт с натуры с чёрным в разных планах Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), чёрный цветной карандаш, чёрная бумага, чёрная тушь |
4. Чистый цвет и извержение вулкана Идея цветового поля от Клода Лоррена до Марка Ротко Проследим историю «свечения чистого цвета» от классициста Клода Лоррена (17 век), его последователя Уильяма Тёрнера (19 век) до абстракций Марка Ротко (20 век), созданных под влиянием Тёрнера. Увидим, как в наше время эта идея получила развитие в световых инсталляциях Джеймса Таррелла, апологета живописи Ротко, и выясним, какую роль в этой истории сыграл индонезийский вулкан Практика: копия живописных работ в технике рисунка цветным карандашом, от цветового пятна, сначала без линий. Нужно добиться плотности и звучности живописного цвета. Работа с натуры (пейзаж, натюрморт) по этим же принципам. Можно использовать акварель, гуашь, смешанную технику Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), цв. карандаш или пастель, акварель или гуашь на выбор |
5. Ритмичное смотрение Метр и ритм в композиции Метр и ритм помогают организовать движение по поверхности и в глубину изображения. Всё, что мы видим в жизни и на картине, объединено ритмически. Как преодолеть «предметное» восприятие и научиться видеть ритмы? Практика: анализ ритмических построений разных изображений — поиск, вычленение и копирование ритмической основы. Выявление ритмической структуры в работе с натуры в натюрморте или пейзаже Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), карандаши, тушь |
6. Непрерывное движение Как художники изображают движение натуры и собственное? Всё в мире двигается, а изображение неподвижно. Художники по-разному отвечали на этот вызов. Кубисты рисовали предмет с нескольких точек, воспроизводя движение глаза вокруг объекта. Футуристы изображали форму в разных фазах движения одновременно. Двигательное восприятие было основой искусства Древнего Египта и определяло конструктивные построения авангардистов. На занятии освоим способы передачи движения на листе бумаги Практика: копия плоскостной «двигательной» композиции (кубисты, футуристы). Выясним, чем двигательное восприятие пространства отличается от зрительного, и создадим «двигательное» изображение натюрморта с натуры Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель |
7. Формат кадра Как горизонталь и вертикаль спорят и взаимодействуют? Движение вдоль поверхности листа — фриз. Это рассказ без начала, центра и завершения. Всё иначе в вертикальном изображении. На занятии разберёмся, зачем по-разному «кадририровать» реальность, и какую роль в композиции играют горизонталь, вертикаль и диагональ Практика: копия горизонтальной и вертикальной композиции. Натюрморт с натуры: фриз и вертикальный формат. Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель |
8. Кубики пространства Как скульптурные методы помогают понять главное в композиции изображения Великие скульпторы — Микеланджело и Роден, Джакометти и Бранкузи — не копировали реальность, они занимались вопросами движения, поверхности и массы. Как в скульптуре возникло представление о плоскости и глубине, которое помогает нам справиться с важнейшими композиционными задачами изображения? Практика: рисунки по мотивам разных скульптур. Рисование с натуры на объёме (лист плотной бумаги, свёрнутый в цилиндр, бумажный стаканчик, кубик из бумаги) Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), чёрная тушь, серая (разбавленная водой) тушь, цветная бумага |
9. Изобретение живописи Как из «греческого профиля» возник греческий рельеф? В античности считали, что живопись изобрела греческая девушка, обведя тень от профиля возлюбленного. В этой легенде есть зерно истины — традиционная европейская система ограниченной плоскости возникла именно в Древней Греции на основе профильного изображения. Рассмотрим смысл этой системы и выясним, как она влияет на всё, что мы рисуем Практика: копия греческого изображения. Рисунок с натуры с помощью линии и силуэта Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), карандаш, чёрная тушь, серая (разбавленная водой) тушь |
10. Рисование пустоты Контрформа в изображении Контрформа — это не просто плоский промежуток между фигурами, но и глубина, «форма воздуха». На занятии мы проследим приключения контрформы в истории искусства и научимся создавать рельефное изображения, рисуя не предметы, а пустоты между ними Практика: аналитическая копия с вниманием к контрформам. Простейший бумажный рельеф из плотной мятой бумаги с дорисовкой карандашами с натуры по натюрморту Что подготовить: плотная бумага А4 (3−4 листа), карандаш графитный или цветные |
11. Рельеф и планы Изображение времени Соподчинённые планы в изображении воспринимаются как временная последовательность — «прошлое, настоящее, будущее». Главный план, «настоящее», будет самым объёмным и акцентированным. Разберём примеры подобных композиционных построений и научимся управлять временем в изображении Практика: анализ устройства планов в разных работах и копирование. Натурное рисование (натюрморт, пейзаж, интерьер) Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), карандаш, серая тушь (разбавленная водой) |
12. Внутри сферы Вогнутое пространство от Византии до Матисса и метод цветного силуэта Как Матисс полюбил осетрину и иконы, а традиции византийской живописи стали частью модернистского дискурса. На занятии поговорим о «сферическом пространстве» и освоим выразительные возможности цветного силуэта Практика: аналитическая копия работы со «сферическим» пространством. Работа с натуры по методу цветного силуэта на вогнутой (апсидной) поверхности Что подготовить: бумага А4 (3−4 листа), цветная бумага. Акварель или гуашь |
Родился в Москве в 1979 году.
Окончил Московский Полиграф (МГУПечати) в 2001 году по специальности «художник-график». Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова. Эти замечательные мастера передали своим ученикам традиции ВХУТЕМАСа и школы Фаворского.
Дипломная работа — цикл иллюстраций в технике цветной гравюры (удостоен почётного диплома Московского Союза Художников).
С начала 2000-х преподавал рисование взрослым и детям в вузах и частных студиях.
С 2002 года состоит в Московском Союзе Художников (Секция «Эстамп»). Участник групповых и персональных художественных выставок.
Рисует с натуры, гравирует, пишет акварелью и маслом. Автор книжных и журнальных иллюстраций, графических пейзажных циклов, изображающих природу и города России, Грузии, Армении, Израиля и Средней Азии.
Преподавал рисунок на режиссерских курсах при студии «Союзмультфильм», рисунок и скетчинг на факультете иллюстрации и анимации в Институте Бизнеса и Дизайна (B&D). Проводит практические занятия и читает лекции в «Простой школе», организует художественные пленэры в России и за рубежом.
12 лекций
Погружение в теорию и анализ картин.
Возможность присутствовать на практическом занятии.
12 занятий с практикой
Разбор двух ваших работ
на каждом занятии.
Возможность доделать работу дома и показать на следующем занятии.