ТАЙНЫ КОМПОЗИЦИИ
онлайн-курс
из 12 лекций (с практикой)
Занятия по субботам в Зуме:
с 19:00 до 20:00 — теория,
с 20:00 до 21:00 — практика
1. Роль пятна Как видеть в композиции пятна, а не отдельные предметы Пятно — это и метод обобщения реальности, и способ более выразительного изображения предмета. Чтобы точнее нарисовать то, что видишь, надо научиться совмещать предметный подход и «работу пятном». О значении и композиционных возможностях пятна будем говорить на первом занятии. Практика: задания разного уровня сложности на выбор. Работа с пятном в цвете и в тоне. Задача: увидеть в пятне объём и понять, как пятна, загораживая друг друга, строят глубину. Работа с краем пятна. Способы обобщения, соединения предметов в пятно. Анализ и копия живописи и графики по пятнам. Что подготовить: бумага А4 — 2−3 листа, цветные карандаши, графитный карандаш, цветная бумага, акварель или гуашь. |
2. «Бык Пикассо» или Превращение пятна в линию Линейно-пятновой подход в изображении Пятно и линия — базовые элементы, которые есть в каждой композиции. На занятии разберёмся, как компоновать с помощью линии или пятна, и как комбинировать их в работе. Выясним, почему художники так любят превращать одно в другое. Практика: Линейные копии тональных изображений. «Непрерывное» рисование — одной длинной линией. В работе с натуры «потрогаем» линию — проследим, как она возникает в промежутках между пятнами, выясним, где она принадлежит предмету, а где фону. Формат А7-А6. Что подготовить: бумага, цветная бумага, графитный карандаш, сыпучие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь. |
3. Осязание взглядом Фактура как выразительное средство графики Зрение — это осязание на расстоянии. Поэтому так важно уметь передавать в рисунке фактуру поверхности предмета, как бы «ощупывая» его форму. Научимся создавать «фактурное» пятно на плоскости с помощью средств графики и живописи. Практика: создание фактур в разных техниках. Копия и изображение с натуры с учётом фактуры. Работа пятнами одного тона, но разной фактуры. Фактуры тоновые и «яркостные» — штриховые. Формат А6-А5. Что подготовить: бумага, графитный карандаш, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), чёрная и серая (разбавленная водой) тушь. |
4. Штрих по форме Как штрих и мазок «оживляют» плоскость и образуют форму Какой должен быть штрих и мазок — лёгкий или плотный, регулярный или хаотичный? На занятии рассмотрим разные способы «касания» изобразительной поверхности и выясним, как штриховка влияет на восприятие композиции. Практика: разные задания от простейших упражнений на штрих, до более сложных — лепка штрихом, штриховая обманка — рисунок смятой бумажки. Попробуем разные способы штриха, мазка, разберёмся, что они меняют в изображении. Увидим, как штрихи сливаются в пятно, придают ему «осязаемость», сохраняя ритм движения; как прозрачные мазки в акварели строят форму. Формат А7-А6. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
5. В темпе скетча Как рисовать быстро? Точное, внимательное рисование и быстрое, «темповое» — два противоположных подхода в графике. Можно ли их соединить? На первом из двух занятий, посвящённых темпу и детализации, будем развивать навыки быстрого и ритмичного композиционного рисунка. Практика: простые упражнения на моторику в рисовании. Задание с увеличением маленькой «почеркушки» до формата А3-А2, с сохранением темпа штриха. Для маленького рисунка можно использовать ручку или карандаш, а для большого формата — толстую кисть. Учимся сохранять темп при увеличении формата. Копирование «темповых» рисунков. Что подготовить: бумага, карандаш или ручка, чёрная тушь, акварель. |
6. Микроскоп Ван Эйка Детализация и обобщение как композиционные средства Как совместить детализацию и обобщение? Контраст мелкой детали и большой плоскости — важное условие хорошей композиции. Научимся внимательно искать и отбирать нужные детали, не теряя темп и широту исполнения. Практика: «Пропуск» и «разбор» в рисовании. Соединение детали и пятна, точного и темпового рисунка. Контраст простого и сложного, фона и мелкого элемента. Поиск детали и выбор её места в изображении. Копирование детализированных рисунков и гравюр. Что подготовить: бумага А4 — 2−3 листа, графитный карандаш, серая тушь (разбавленная черная). |
7. Двенадцать стогов Моне Рассказ о форме и «состоянии» с помощью светотени Клод Моне так увлёкся передачей разных состояний освещения в пейзаже со стогами, что вместо двух изображений одного мотива написал три десятка. С помощью 12 фотографий мы тоже зафиксируем изменение освещения в интерьере или пейзаже в течение всего дня и отберём из них для изображения самые выразительные. Практика: фотографии 12 «состояний» одного мотива, на каждый час дня. «Обманка» — иллюзия светотени в тональном рисунке и её преодоление в штриховом изображении. Внимательное светотеневое изображение светлого материала — ткани, мятой бумаги. Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, графитный карандаш, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь. |
8. Правила хорошего тона Как тональный «подмалёвок» помогает добиться цельности Если тон взят неверно, впечатления точной передачи реальности и сходства с натурой не получится. В тренировке чувства тона поможет гризайль — монохромное изображение, метод обобщения композиции с помощью тональных и светотеневых градаций. Практика: упражнения по созданию «бесцветного» пространства тональным методом. Задача: с помощью одноцветного тонального «подмалёвка» «слепить» пространство. «Инкрустация» тонального монохромного изображения цветом. Копирование подобных изображений. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель или гуашь. |
9. Форма цвета Как построить пространство с помощью цветового акцента? Цвет даёт возможность создать акценты, выделить главное. С помощью цвета мы можем увлечь взгляд в глубину изображения и подчеркнуть объём. На занятии научимся выявлять форму цветом и разберёмся, почему художники разных эпох так любили изображать цветные полосы на картинах. Практика: расстановка цветовых акцентов в пространстве. «Разворот» цветовой формы, придание ей ракурсности. Цвет в пространстве, цвет как пластическая идея. Цвет, выявляющий объём и поворот формы, «полоски цвета». «Принцип вычитания» или «окошки цвета». Монохромный или двуцветный натюрморт с вкраплениями акцентных цветов. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
10. «Три кита» или Плоскость в ракурсе Как «поставить» предметы и «уложить» плоскость в натюрморте и пейзаже Как известно, земля плоская и держится на трёх китах и черепахе, ведь всё в мире должно иметь опору. С древних времён до наших дней художники придумывают разные способы расположения предметов на поверхности земли, по-разному изображая то, «на чём всё стоит». Практика: задания на передачу разного положения зрителя относительно предметной плоскости: взгляд «снизу» и «сверху». Анализ изобразительных поверхностей в композиции (Микены, Япония, Джотто). Копии работ в разных материалах. Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, чёрный карандаш, чёрная тушь, цветная бумага. |
11. «Призматический фацет» Михаила Врубеля Грань и ребро формы как композиционный метод Почему художники в первую очередь рисуют «повороты формы», а не внешний контур? Освоим «кристаллический» метод в формообразовании и выясним, как «огранка» формы с помощью тона, цвета и светотени помогает построить не только предмет, но и пространство. Практика: Поиск «поворота формы» в предмете. Работа крупными и мелкими гранями. Аналитические копии и самостоятельное изображение. Формат А5-А4. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
12. Замкнутое пространство Края и планы как «рама» изображения Рисуя ракурсы и повороты формы, нам необходимо помнить о плоскости, замыкать движение взгляда внутри изображения. Узнаем, как художники создают «рамы» внутри самой картины, выясним, что такое «репоссуар», почему без него не могли обойтись старые мастера, и как мы можем применить его в наших работах. Практика: анализ и копирование работ старых мастеров, собственная работа с натуры. Задача: организовать движение по планам, увлечь глаз в глубину и, одновременно, отделить ближний план от дальнего, «взять в скобки» центр изображения. Вогнутые и округлые формы на первом плане. Что подготовить: бумага, цветные карандаши, мягкие материалы (мелки, сангина, сепия), серая (разбавленная водой) тушь, акварель. |
Родился в Москве в 1979 году.
Окончил Московский Полиграф (МГУПечати) в 2001 году по специальности «художник-график». Учился у художников Владимира Шишкова и Александра Ливанова. Эти замечательные мастера передали своим ученикам традиции ВХУТЕМАСа и школы Фаворского.
Дипломная работа — цикл иллюстраций в технике цветной гравюры (удостоен почётного диплома Московского Союза Художников).
С начала 2000-х преподавал рисование взрослым и детям в вузах и частных студиях.
С 2002 года состоит в Московском Союзе Художников (Секция «Эстамп»). Участник групповых и персональных художественных выставок.
Рисует с натуры, гравирует, пишет акварелью и маслом. Автор книжных и журнальных иллюстраций, графических пейзажных циклов, изображающих природу и города России, Грузии, Армении, Израиля и Средней Азии.
Преподавал рисунок на режиссерских курсах при студии «Союзмультфильм», рисунок и скетчинг на факультете иллюстрации и анимации в Институте Бизнеса и Дизайна (B&D). Проводит практические занятия и читает лекции в «Простой школе», организует художественные пленэры в России и за рубежом.
12 лекций
Погружение в теорию и анализ картин.
Возможность присутствовать на практическом занятии.
12 занятий с практикой
Разбор двух ваших работ
на каждом занятии.
Возможность доделать работу дома и показать на следующем занятии.